Карта сайта

Вопросы к зачету 3 курса

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ 3 курса

по русской литературе ХХ века 

  1. Теоретическое обоснование выделения в отдельные периоды литературы 20-х годов и конца 20-х – 50-х годов.
  2. «Противоречивая  целостность» русской литературы 20-х годов. Публицистика М. Горького, И. Бунина, В. Маяковского как проявление этой противоречивой целостности.
  3. Основные литературные группировки в Советской России 20-х – начала 30-х годов (РАПП, ЛЕФ, «Серапионовы братья», «Перевал») и их эстетические установки.
  4. Основные литературные объединения и издания русского зарубежья («Зеленая лампа», «Объединение молодых поэтов», журналы «Современные записки» и «Числа»).
  5. Рассказы М. Горького 20-х годов: Проблематика и поэтика.
  6. Значение творчества Горького для развития советской литературы ХХ века (на материале одного из произведений: «Дело Артамоновых», «Егор Булычев и другие» или др.).
  7. Гражданская поэзия В. Маяковского советского периода. Пафос созидания и сущность трагедии поэта.
  8. Тема любви в поэзии В. Маяковского.
  9. «Конармия» И.Бабеля (на материале рассказов “Переход через  Збруч”,  “Письмо”,  “Начальник  конзапаса”,  “Гедали”,  “Мой первый гусь”,  “Рабби”, “Смерть Долгушова”,  “Комбриг два”,  “Кладбище в  Козине”,  “Прищепа”, “Берестечко”, “Афонька Бида”, “У святого Валента”): отношение писателя к конармейцам; к революции. Проблема гуманизма. Своеобразие поэтики Бабеля (сочетание романтизма и натурализма).
  10. Поэты-романтики 20-х годов (Э. Багрицкий и М. Светлов).
  11. Космос С. Есенина (на материале стихов советской эпохи). Значение Есенина для русской литературы.
  12. Поэма С. Есенина «Черный человек» как отражение трагических противоречий личности поэта. Значение Есенина для русской литературы.
  13. Проблематика и художественное своеобразие романа Е. Замятина «Мы». Значение романа для развития мировой литературы.
  14. Роман А. Фадеева «Разгром». Проблематика и поэтика.
  15. «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка: проблематика и основные образы.
  16. Проблема современника в трактовке Ю. Олеши (роман «Зависть»).
  17. Эпос народной жизни в романе М.Шолохова «Тихий Дон».
  18. Трагедия Григория Мелехова.
  19. Женские образы  в романе М. Шолохова «Тихий Дон».
  20. Функции природы в романе М. Шолохова «Тихий Дон».
  21. Проблематика и поэтика книги И. Шмелева  «Лето Господне».
  22. Своеобразие художественного мира М. Булгакова (на материале романов «Белая гвардия» и «Собачье сердце»).
  23. Философская проблематика и художественное своеобразие романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
  24. Роман М. Осоргина «Сивцев Вражек». Своеобразие художественного стиля писателя.
  25. Типологические особенности советского исторического романа (на материале романа А. Толстого «Петр Первый»).
  26. Типологические особенности исторического романа русского зарубежья (на материале романа М. Алданова «Остров Елены, маленький остров…»).
  27. Поэма М. Пришвина «Жень-шень»: проблематика и художественное своеобразие.
  28.  Своеобразие реализма А. Твардовского (на материале «Книги про бойца. Василий Теркин»). И. Бунин о «Василии Теркине».
  29. Тема жизни, смерти и любви в позднем творчестве И. Бунина.
  30. Поэзия Г. Иванова и ее роль в развитии современного стихосложения.
  31. «Парижская нота» и ее значение  для  развития  русской литературы ХХ  в.  (на  материале творчества Б. Поплавского).
  32. Поэзия Великой Отечественной войны (А. Сурков, К. Симонов, А. Ахматова и др.).
  33. Своеобразие художественной манеры Л.  Леонова (на материале повести «Evgenia Ivаnovna».